Brembo: секреты торможения в MotoGP - вторая часть

Кто пострадал более других от перехода с дисков 320 мм на диски 340 мм от тех? Тормозившие двигателем?
«На самом деле нет, потому что есть гонщики, которые в начале тормозной фазы сильно давят на рычаг, например, Кэл Крачлоу, а затем почти сразу опускают тормоз, в то же время есть и другие – те, кто, нажав на педаль с большой силой, затем модулирует процесс, к примеру, Андреа Довициозо, Валентино Росси и Марк Маркес. А есть пилоты, тормозящие более мягко, допустим, Даниэль Педроса и Хорхе Лоренцо. Два испанца используют тормоза не так активно, но проходят повороты с большой скоростью. Есть разные способы контроля торможения двигателем, поэтому трудно сказать, что кто-то тормозит лучше. Кто-то пользуется рычагом несколько больше, кто-то меньше, кто-то вначале вначале сильно на него нажимает, а затем отпускает, кто-то вначале плавно тормозит, а затем модулирует торможение, вплоть до опускания рычага».

Система Brembo предпочитает какой-либо из упомянутых типов торможения?
«Нет, потому что коэффициент трения углерода отлично работает в диапазоне 200 - 800 градусов, так что это всего лишь вопрос стиля вождения пилота. Надо сказать, что при разработке системы нам очень помогли команды, которые придумать, как лучше охлаждать диски. Геометрия щитков была изменена таким образом, чтобы направлять на диски больше воздуха».

После достижения нового порога безопасности вы снова начали работать над повышением характеристик?
«Конечно!» «Скажем так, тормозной диск 340 мм позволил гонщикам MotoGP как бы получить дополнительный запас тормозного момента, который они могут использовать при запредельном торможении или когда испытывают трудности. Следует добавить, что с большим диском стало сложнее модулировать торможение, хотя пилоты и быстро приспособились...»

А что изменилось?
«У диска 340 мм сильнее начальный отклик, чем у диска 320 мм. Это, конечно, не проблема, но потом, после первого «укуса», пилоты, как правило, тормозят двигателем и в процессе поворота. Я в том смысле, что они входят в поворот, давя на рычаг, а затем постепенно его отпускают - до тех пор, пока снова не начинают ускоряться».

К чему это приводит?
«К тому, что в фазе модулирования, которая представляет собой не максимальное торможение, а фазу контроля, пилоты более агрессивно работают с дисками, и, как следствие, им было проще «замкнуть» передний диск, что иногда и случалось. Гонщикам, таким образом, пришлось приспосабливать манеру вождения и чувство торможения к характеристикам тормозных дисков 340 мм».

До сих пор мы говорили об охлаждении тормозов, но есть трассы, где используются какие-то хитрости для прогрева дисков? То есть прямо противоположная задача...
«Да, например, это происходит на Phillip Island, где гонки проходят зимой, поэтому температуры низкие. Допустим, в Австралии команды используют углеродные чехлы для дисков, чтобы поддерживать минимальную рабочую температуру выше 200 градусов. То же самое, как правило, наблюдается в Ассене и Ле-Мане, когда погодные условия неидеальны. Следует добавить, что диски обоих диаметров производятся нами в двух модификациях: «верхнего уровня», с полной массой, и «нижнего уровня», с сильно разгруженной поверхностью для облегчения прогрева. Облегченный углеродный диск 340 мм мы начали производить недавно. Пилоты оценили этот микс, потому что на некоторых трассах не могли использовать диски большого диаметра, так как из-за холода их не получалось разогреть до рабочей температуры Таким образом, мы смогли удовлетворить все потребности, даже в экстремальных ситуациях».

Если не удается разогреть диски до температуры 200° C, могут ли возникнуть проблемы с безопасностью?
«Нет, система все равно работает, но есть большие различия в производительности».

Продолжение следует...

Адрес для переписки:
121552, Россия, Москва, ул.Крылатская, д.14
Тел.: +7 (495) 540-4671
Все права защищены © MotoRRika
Brembo является официально зарегистрированной торговой маркой Brembo S.p.A.